- ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВЫЕ
- (англ. financial indicators)– величины, характеризующие какую–либо сторону деятельности хозяйствующих субъектов, государства, населения, связанную с формированием и использованием денежных доходов и накоплений, или степень выполнения определенной задачи. П.ф. отражают размеры, состав, динамику и взаимосвязь обществ. явлений и процессов, происходящих в области финансов, в их количеств. и качеств. состоянии. Многоплановость финансовых отношений обусловливает многообразие П.ф. Различают объемные и качественные показатели. Объемные П.ф. свидетельствуют о размере и выражаются числовыми значениями (объем затрат на произво продукции, размер бюдж. дефицита); качественные П.ф. характеризуют уровни и количеств. соотношения анализируемых величин (нормы, нормативы, ставки налогообложения, индексы цен, инфляции). По степени агрегирования явлений П.ф. могут быть: индивидуальными, относящимися к отдельному объекту (фонд заработной платы в школе, рентабельность конкретного вида производимой продукции); групповыми, если распространяются на группу объектов одного и того же вида (нормы расходов на питание на один койко-день в лечебном учр-нии); общими и синтетич., к-рые одновременно являются сводными показателями и получаются в результате обобщения индивидуальных показателей (объем доходов и расходов консолидированного бюджета). В зависимости от изучае- мого явления различают П.ф.: интервальные, выражающие развитие явления во времени (напр., доходы федер. бюджета за квартал, полугодие, 9 мес., год); моментные, отражающие состояние явления на определ. дату (в частн., остатки ден. средств на текущих счетах бюджетополучателей на конкретную дату). Показатели состояния финансов отрасли, территории называются отраслевыми, территориальными, а экономики в целом – общеэкономическими (прибыль машиностроительной отрасли, фонд финанс. поддержки конкретного региона, объем финанс. ресурсов гос-ва). По форме выражения П.ф. бывают: абсолютными (объем доходов федер. бюджета), относительными (объем доходов федер. бюджета в процентах к ВВП), средними (средняя душевая обеспеченность доходами по РФ). При законодат. оформлении П.ф. делятся на утверждаемые (гос. миним. социальный стандарт, миним. размер оплаты труда, пред. размер дефицита федер. бюджета) и расчетные (норматив миним. бюдж. обеспечен- ности, миним. местный бюджет). Использование П.ф. в планировании обусловливает наличие плановых и отчетных показателей. Исходя из требований рыночной экономики П.ф. можно подразделить на оценочные, характериз. достигнутый или возможный уровень развития или результатов деятельности (объем продаж пред-тия, валовая прибыль, ликвидность), и затратные, отраж. уровень затрат по осуществлению разл. видов деятельности (издержки произ-ва, все виды расходов бюдж. учр-ний). Однако деление показателей на оценочные и затратные «подвижно», и в различных ситуациях затратные показатели могут рассматриваться как оценочные. Большинство П.ф. имеют сквозной характер и могут применяться одновременно для оценки конкретных сторон финанс. деятельности как отд. хозяйствующих субъектов, так и гос-ва в целом (прибыль пр-тия, отрасли, экономики в целом). П.ф., используемые для оценки отд. сторон финанс. деятельности и процессов, содержат количественную, качественную, пространственную и временную определенности (доля конкретного региона в федер. фонде финанс. поддержки регионов в определ. году, где доля – качеств. показатель, ее размер – колич., конкретный регион – пространственная определенность, год – временная). Отсутствие хотя бы двух привед. параметров свидетельствует о том, что данная величина не является показателем. При всем многообразии П.ф. ни один из них не играет роль универс. показателя, по к-рому однозначно можно было бы судить об изучаемом явлении или процессе, поэтому на практике пользуются системой П.ф., связ. между собой и дающих всестороннюю комплексную характеристику исследуемого явления или процесса. Учитывая отраслевые особенности сфер и звеньев финанс. системы, различают системы П.ф. гос. бюджета, страхования, отд. отраслей экономики, хозяйствующих субъектов разных форм собственности и др. На основе системы П.ф. проводят финанс. анализ, прогнозирование, планирование, оперативное управление по всем направлениям финанс. деятельности. С переходом к рыночным отношениям, экономич. и территор. обособленности регионов, с развитием различных форм собственности появились новые П.ф.: в процессе финансового анализа деятельности пр-тий вместо таких показателей, как объем произ-ва валовой, товарной продукции, стали применяться объем продаж, прибыль, рентабельность, уровень налогообложения, ликвидность; при оценке конъюнктуры финанс. рынка – виды осн. котируемых финанс. инструментов (акции, облигации), цены и объемы сделок, индексы динамики цен, инфляции и др. Возникла необходимость создания регион. системы П.ф., характеризующей формирование и использование финанс. ресурсов территорий, состояние межтерриториальных связей, к-рые были бы сопоставимыми, сквозными и базировались на единой методологии исчисления.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.